Абдулах аль-муснадий говорил: «Мухаммад бин Исмаил – имам, и нет доверия тому, кто не считает его имамом».
Учитель аль-Бухари – аль-Амилий говорил: «Я бы хотел быть волосинкой из груди Мухаммада бин Исмаила (аль-Бухари)». Так его любили даже его учителя.
Мухаммад ибн Якуб рассказывал, что Муслим (автор достоверного сборника хадисов) сидел перед аль-Бухари и задавал ему вопросы, как ребёнок учителю.
Муслим говорил своему учителю аль-Бухари: «Недолюбливать тебя будет только завистник».
Салих бин Мухаммад рассказывал: «Когда аль-Бухари преподавал в Багдаде, на его уроках собиралось более 20 тысяч человек».
Обратите внимание на это чудо. Без микрофонов и без усилителей звуков, столько народу слышали его и записывали хадисы. Представьте себе урок, на котором собралось пять тысяч человек. Как может сидящий на сотом ряду человек услышать речь говорящего там вдалеке учителя без микрофона? Воистину это великое чудо хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также это великое чудо самого имама аль-Бухари.
Его учителя
Учителей у аль-Бухари было очень много. Самые известные из них – имам Ахмад бин Ханбал, Исхак бин Рахувайхи, Аль-азаки, Мутарриф и множество других.
По словам Ас-субки в его книге «Табакату аш-шафиия», аль-Бухари принадлежал к шафиитскому мазхабу. Шафиитский фикх он получил в Мекке от Хамидия. Тут стоит задуматься и обратить внимание на то, что аль-Бухари, являясь самым выдающимся хадисоведом, в вопросах права был последователем имама Аш-шафии. Пусть над этим задумаются те, кто читает хадисы или же буквальные переводы из книги аль-Бухари и противоречит имаму Аш-шафии. Если бы знание хадисов было бы достаточным для вынесения шариатских решений, то аль-Бухари не был бы последователем имама Аш-шафии, особенно учитывая тот факт, что жили они почти в одно и то же время. Аль-бухари было восемь лет, когда Аш-шафии скончался.
Аль-Бухари говорил: «Я написал со слов тысячи шейхов и более. И зная хадисы, я знаю всех их передатчиков тоже». Имам аль-Бухари знал сотни тысяч хадисов наизусть. Мы, например, не знаем даже дату рождения своих друзей, порой даже родителей. А он знал в точности всех передатчиков всех известных ему хадисов. Это миллионы имён. Знание этих передатчиков включает в себя знание их года рождения и смерти, рода деятельности, места проживания, уровней памяти и богобоязненности и другое, что может сказаться на достоверности хадиса, – ни это ли великое чудо этого уникально учёного?!
Что касается его учеников, то их слишком много. аль-Фарраби говорил, что сборник хадисов аль-Бухари услышали около 70 тысяч человек.
Из имамов, что услышали от аль-Бухари его книгу, являются Муслим (автор Сахиха), ат-Тирмизи (автор Ас-сунана), Ан-Насаи (автор Ас-сунана), Абу Хатим, Абу Зарат и другие.
Его сборник хадисов, название, причина составления и методика
Эта книга известна под названием «Сахих аль-Бухари», на русском языке она известна как «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», а сам автор дал ей более удлинённое название – «Аль-джамиу аль-муснаду ас-сахиху аль-мухтасар мин умури Расули Лляхи (с) ва сунанихи ва айамихи».
Что касается уровня этой книги, то она является первой книгой, собравшей в себя исключительно достоверные хадисы. Учёные единогласны в том, что из написанных человеком книг книги аль-Бухари и Муслима являются самыми достоверными. Большинство учёных отметили, что книга аль-Бухари достоверней книги Муслима. В этом они тоже единогласны, кроме некоторых слабых версий.
Составлял её аль-Бухари 16 лет. Аль-Бухари говорил, я не вписал в свою книгу ни один хадис, не совершив омовение и два ракаата намаза.
Что касается причины его написания, то аль-Бухари рассказал, что находясь возле Исхака бин Рахувайхи, кто-то из нас сказал: «Если бы вы собрали одну укороченную книгу достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословеие) (было бы хорошо)».21118:17