О ВАЖНОСТИ НАУКИ ФИКХ (ИСЛАМСКОЕ ПРАВО)

Хвала Аллаху Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто следовал ему до Судного дня.
Знание исламского права – это важнейшая часть нашей религии. Мы созданы Всевышним для поклонения Ему, а фикх – это в первую очередь наука о поклонении, оно не может быть осуществлённым без фикха. Исламские науки мы можем постигать только через учёных Ислама, знатоков Корана, хадиса и фикха. Учёные являются наследниками пророков. Они унаследовали от пророков не блага ближней жизни, а знания о Боге и Его законах. Знание религии – это причина и признак счастья в обоих мирах.

О высокой степени и достоинстве учёных Ислама много говорится в Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний говорит:
«Аллах свидетельствует, что нет Бога (достойного поклонения), кроме Него, и ангелы, и (люди), обладающие знанием, (свидетельствуют, что нет Бога кроме Него). (Также Аллах, Его ангелы и обладатели знаний свидетельствуют о том, что) Он вершит справедливость (в определении удела каждого). Нет Бога кроме Него, Величественного, Мудрого!». (Алу-Имран: 18)
Также Всевышний говорит:
«…Аллах возвысит (в райских) степенях тех из вас, которые уверовали, и тех, кому даровано знание». (Аль-Муджадила: 11)
В другом аяте Всевышний говорит:
«…Поистине, Аллаха, среди Его рабов, боятся только обладающие знаниями». (Аль-Фатыр: 28)
Т.е., чем больше у верующего знаний об Аллахе, тем больше он испытывает перед Ним почтительный страх.
В достоверном хадисе сказано:
«Тому, кому Аллах желает добра, Он даёт понимание религии». (Аль-Бухари, Муслим)
Этот благородный хадис тоже указывает на важность знания и понимания религии, т.е. фикха.
Понимание религии – это знание Книги Аллаха, Сунны Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), знание божественного закона – шариата, его запретов и повелений, знание прав и обязанностей раба Аллаха перед своим Господом и перед людьми. Вершина и смысл фикха – это богобоязненность. Если знания не привели человека к богобоязненности и к искреннему поклонению Единому Творцу, то они не представляют собой никакой ценности. Знания, которые являются причиной счастья в обоих мирах – это те знания, которые приводят человека к покорности перед Всевышним, к соблюдению предписаний религии, в первую очередь обязательных, к оставлению всего греховного, к распространению религии Аллаха среди Его рабов, к разъяснению Его законов среди них.
Верующему необходимо стремиться к знаниям, повышать уровень фикха, изучать Коран, заучивать его по мере возможности наизусть, изучать Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), следовать ей. Необходимо посещать собрания учёных, набираться у них опыта. Цепочка учёных не прерывалась со времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до наших дней. От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) учение религии переняли его сподвижники (да будет доволен ими Аллах), от них их последователи, затем те, которые пришли после них, т.е. последователи последователей, такие как имамы мазхабов – аш-Шафии, Ахмад и их соратники (да смилостивится над ними всеми Всевышний Аллах). По воле Всевышнего, великое благо знаний дошло и до нас, и не только в письменах, но и из уст в уста. Хвала Аллаху, также до нас дошла и цепочка хафизов Священного Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Нам необходимо использовать опыт предыдущих поколений в исламских науках и поклонении. Нам следует молиться за них и просить для них блага у Всевышнего. Мы должны быть благодарны им за то, что они пронесли Слово Аллаха и Сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) через века и донесли до нас. Некоторые из сподвижников уходили в другие города, другие страны с целью распространить учение Ислама.

Табиины (те, кто были после сподвижников) странствовали по земле в поисках знаний. О достоинстве поиска знаний тоже сказано много, приведём смысл некоторых хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». (Ат-Табарани, аль-Байхаки)
«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним». (Ат-Табарани)
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». (Муслим, аль-Хаким, ат-Тирмизи и др.)
«…Поистине и ангелы простирают крылья для того, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям». (Ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки и другие)
«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением для него от грехов, совершённых ранее». (Ат-Тирмизи, ат-Табарани)
«Никто не приобретал что-либо ценнее знаний, наставляющих человека на путь истины и оберегающих его от всего пагубного». (Ат-Табарани)
«Если кто-либо встретит смерть на пути поиска знаний, то он умирет шахидом (мучеником, предавшим себя Богу)». (Ат-Табарани)
«О Абу Зарр, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа).
«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося». (Ат-Тирмизи)
«Больше всех в День Суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не сделал этого». (Ибн Асакир)
«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мёртвых». (Аль-Аскари)
«Один алим для шайтана тягостнее тысячи абидов (поклоняющихся)» (Ибн Маджа).
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». (Муслим, аль-Хаким, ат-Тирмизи и др.)
«Добро пожаловать, искатель знаний», – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится». (Ибн Ади)
«Учёные-алимы – являются наследниками пророков». (Абу Давуд, ат-Тирмизи)
Знание фикха является важным как для отдельной личности, так и для всего общества. Посредством фикха человек узнаёт о том, что ему дозволено и запрещено, он во всех своих действиях и в бездействии поступает согласно божественному закону. Он приводит в порядок своё богослужение и выстраивает правильное отношение с людьми. Добивается довольства Аллаха и становится желанным в обществе.

Фикх охватывает все стороны жизнедеятельности человека:
1. Поклонение: Эта часть фикха учёными признаётся особо важной. Поклонение подразделяется на: а) телесное: омовение, молитва, пост, б) имущественное: закат. Оно может быть и телесным, и имущественным одновременно, как, например, паломничество – Хадж или Умра.
2. Имущественные взаимоотношения: торговля, аренда, заём, поручительство, дарение, совместный бизнес, уполномочивание. Или, запрещённые, такие как - ростовщичество, мошенничество, обвешивание, обмеривание, - монополия на производство или торговлю (сосредоточение богатств экономического могущества в руках крупных производителей, которое порождает бедность большинства), сговор продавцов, принудительное ценообразование, спекуляция (специальное откладывание товаров в которых люди испытывают нужду, преимущественно продуктов питания, до повышения цен на них).
3. Семья: сватовство, бракосочетание, кормление, опека, расходы, развод, завещание, распределение наследства и т.п.
4. Преступление и наказание: причинение вреда здоровью, убийство, наказание за воровство, прелюбодеяние, клевету, брань, казнокрадство, лжесвидетельство и т.д. Целью наказания за эти и другие преступления является гарантия личной и общественной безопасность граждан, сохранение общества от нравственной деградации и гибели.
5. Внешняя политика: отношения с исламскими и другими государствами – политические, экономические, дипломатические, идеологические и т.д., объявление войны, мирный договор, союзничество, товарообмен.
6.Шариатское судопроизводство: иск, обвинение, свидетели, доказательства вины, судья и подсудимый, их права и обязанности.
7. Нравственная этика: приятие благих нравов и борьба с пороками в словах и действиях, благопристойное поведение во всех жизненных обстоятельствах.
Фикх – это чётко установленные правила поведения человека от рождения и до самой смерти. Это образ жизни, который является причиной счастья в обоих мирах. Это свобода, не нарушающая свободу других. Это подлинная демократия, базирующаяся на братстве, любви и сострадании.

Помощник проректора по УМР С-М.Б. Муртазаев