Определить заранее начало Рамадана не представляется возможным. Почему?
Потому что Посланник Аллах1а (да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал (смысл):
"Начинайте пост, когда увидите новый полумесяц и завершайте, когда увидите его, а если нет возможности увидеть его из-за туч (или облаков), то пусть последним днём Шаабана будет его тридцатый день".(Аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе сказано (смысл):
"Не поститесь, пока не увидите месяц, затем поститесь, пока не увидите следующий".
Следовательно, определение начала месяца, как Рамадана, так и другого зависит и от погодных условий тоже. В связи с этим месяц исламского (лунного) календаря может состоять как из тридцати, так и из двадцати девяти дней.
Каждый год перед началом Рамадана мы наблюдаем одну и ту же картину: некоторые люди, которые, как говорится, не могут жить, кроме как в мутной воде, не имея базовых знаний о посте, о его начале и завершении, порой, даже не имеющие отношение к посту, спешат распространять информацию о начале Рамадана.
Их действия создают смуту среди мусульман, нарушают единство верующих в отношении поста и великого праздника разговения.
Одни из них оглядываются на Москву, другие на Саудовскую Аравию.
Они не знают, что мнения великих имамов разделилось в этом вопросе.
Некоторые из них посчитали, что пост обязателен для всех мусульман, независимо от того, в какой точке мира был замечен месяц.
Другие говорят, что это вопрос региональный.
Мы приверженцы мазхаба (правовая школа имама) аш-Шафии. Опираясь на книги шафиитского мазхаба, считаем, что, к примеру, Дамаск, Алеппо и Хомс - города одного государства, относятся к одному региону, а Мекка, Каир и Дамаск – к разным регионам.
Значит, если мы месяц увидели в одном из регионов, то это не является поводом для начала или завершения поста в другом.
Более того, пост сомнительного дня (явмуш-шакки) запрещён (харам) в Исламе. Это тот день, в котором вышеупомянутые люди соблюдают пост или провоцируют других к его соблюдению, не имея на это никаких оснований, т.е. не увидев месяц, и не дождавшись завершения тридцатого дня Шаабана.
Посланник Аллах1а (да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал (смысл):
"Кто держит пост сомнительного дня, тот ослушался меня".
(Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Никто не имеет права в обход духовного руководства общины, в данном случае республики, ссылаясь на фетвы учёных других регионов, самостоятельно объявлять о начале поста, распространяя тем самым смуту и, внося раскол в рядах мусульман.
В хадисе Посланника Аллах1а (да благословит его Аллах1 и приветствует), переданном от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах1), говорится (смысл):
"Поститесь, когда постятся люди, разговляйтесь, когда разговляются люди и совершайте жертвоприношение вместе со всеми". (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
Этот Хадис указывает на необходимость единения верующих, по меньшей мере, в регионе.
Сегодня выходцы из нашей республики проживают в разных регионах мира. В вопросах начала и окончания поста, который допускает региональное различие, следует соблюдать правила места фактического проживания.
Пост, молитва и другие виды поклонения служат объединяющим фактором для верующих, они не могут быть причиной для разделения.
Да смилостивится над нами Аллах1.
Автор: С.Б. Муртазаев - помощник проректора по УМР РИУ им. Кунта-Хаджи