Мирадж – вознесение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) на небеса. Однако это вовсе не означает, что Аллах приблизил к себе Пророка (мир ему и благословение) в расстоянии, ибо Аллах чист от всех недостатков и таких качеств, которые присущи Его творениям.
В ту ночь, когда над Меккой сгустилась тьма и ее жители спали, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел в мечети аль-Харам опечаленный, прислонившись к стене Каабы, поскольку мекканцы отвергали Ислам и ненавидели его. Пророк (мир ему и благословение) был в состоянии между сном и бодрствованием, как вдруг он увидел Джибриля, несущего приглашение посетить его Господа. Придя к нему, Джибриль рассек ему грудь, омыл его сердце и, наполнив его мудростью и знаниями, вернул на место.
Муслим приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором говорится, что к Пророку (мир ему и благословение) привели Бурака – животное выше осла и ниже мула, которое ступает туда, куда достигает его взор. И Пророк (мир ему и благословение) верхом на этом животном тронулся в путь, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса (в Иерусалиме). Там он привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали своих животных все пророки, потом вошел в мечеть аль-Акса и, став имамом всех пророков, совершил намаз в два рака‘ата, после чего вышел.
Тогда к Пророку (мир ему и благословение) подошел Джибриль с сосудами райского вина и молока. Пророк (мир ему и благословение) выбрал молоко. Джибриль поздравил Пророка (мир ему и благословение) и сказал ему, что он выбрал религию, которая подходит природе человека. Также добавил, что он и его умма будут на правильном пути.
Потом они поднялись на первое небо, и Джибриль попросил открыть им врата. Ему было сказано: «Кто ты?» Он ответил: «Джибриль вместе с Мухаммадом». Когда им открыли небесные врата, Пророк (мир ему и благословение) увидел Адама, который поприветствовал его и попросил для него у Аллаха благо, потом они вознеслись ко второму небу, врата которого Джибриль попросил открыть. Ему задали те же вопросы, и он ответил так же, и так происходило на каждом небе.
На втором небе Пророк (мир ему и благословение) встретил ‘Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарья (мир им), на третьем – Юсуфа, которому была дана половина красоты мира, на четвертом – Идриса, на пятом – Харуна, на шестом – Мусу, на седьмом – Ибрахима, прислонившегося к Байт-уль-ма‘мур, в который ежедневно входят 70 тысяч ангелов.
Потом они дошли до великого дерева, созданного из света (нура), и выше этой степени не может подняться никто, даже Джибриль. Остановившись перед ним, Джибриль сказал: «Тут заканчивается моя степень. О любимец Аллаха! Если я сделаю еще один шаг, то сгорю».
Пророк (мир ему и благословение) стал идти, и перед ним открылись завесы, он увидел много таинств и великих знамений Аллаха и обратился к нему без посредника, проявил к нему почтение и очистил, и Аллах был вне времени и места.
Самый великий урок и назидание в этом вознесении – предписание намаза. Между предписанием намаза и чудом вознесения Пророка (мир ему и благословение) существует тонкая связь, позволяющая нам назвать намаз духовным ми‘раджем.
В то время как вознесение Пророка (мир ему и благословение) телом и душой было чудом, то, поистине, Аллах сделал для уммы Мухаммада (мир ему и благословение) духовный ми‘радж, который происходит пять раз в день. В намазе их души и сердца возносятся к их Господу, отстраняясь от их страстей и похоти и свидетельствуя о могуществе и величии Аллаха и Его Единственности. Это приводит к распространению Ислама на земле не путем притеснения и насилия, а путем добра, возвышенности, путем чистоты, путем намаза.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Усладой глаз моих была сделана молитва»
Это означает, что самым лучшим и любимым деянием для Пророка (мир ему и благословение) был намаз (общение с Всевышним Аллахом), и поэтому в нем он находил покой.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), поднявшись выше Сидратуль Мунтаха в ночь вознесения, скрылся в облаках нура. Там ангел Джабраил остановился. Когда Пророк (мир ему и благословение) собрался идти дальше, Джибриль сказал ему: «Приветствуй (т.е. восхваляй) Аллаха».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аттахийятуль мубаракату ссалявату ттаййибату лиллфхl» (Все приветствия, благословения, молитвы и хорошие деяния - Всевышнему Аллаху). Тогда Всевышний приветствовал его: «Ассаламу 1алайка аййюх1а н-набиййю ва рахьматуллах1и ва баракатуху» (Салам тебе, о Пророк, блага Аллаха и Его Милость).
Пророку (мир ему и благословение) захотелось, чтобы этот салам охватил всех праведных людей, и он сказал: «Ассаламу 1алайна ва 1ала 1ибадиллах1и с-салихин» (Да благословит Аллах нас и всех праведных рабов Аллаха).
Тогда все обитатели небес (ангелы) прочитали шахаду: «Ашх1аду алла илах1а иллаллах1 ва ашах1аду анна Мухаммадан расулюллах1». Всевышний дал ему особую силу, чтобы он смог вынести то, чего не смогли выдержать пророк Муса (мир ему) на горе Тур и ангел Джабраил.
Чудо перенесения и вознесения Пророка (мир ему и благословение) является в его жизни одним из самых великих чудес. Это произошло после того, как Пророк (мир ему и благословение) в течение десяти лет увещевал и проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды. Жители города Таиф отвернулись от него и натравили на него глупцов и детей, которые стали кричать на него и бросать камни. Тело его было побито, а ноги были в крови, и он сел, в глубокой печали и горечи, взывая к Аллаху и прося у Него помощи. Это событие произошло спустя некоторое время после смерти Хадиджи и дяди Пророка (мир ему и благословение) Абу Талиба. Все эти события следовали друг за другом, и год этот получил название «год печали».
Тогда Всевышний и одарил его Мираджем в качестве утешения.
Прежде чем вознести Пророка (мир ему и благословение) на небеса, Аллах повелел Джибрилю омыть и очистить сердце Пророка (мир ему и благословение). И ангел Джибриль рассек ему грудь и омыл его сердце водой Зам-зама. В третий раз он омыл его сердце в золотой чаше, наполнил его знаниями и мудростью и вернул на место. Джибриль привел из Рая животное Бурак и Пророк (мир ему и благословение) верхом на Бураке отправился в Иерусалим. («Фазаилу-ссахаба», хадис 1512; «Ат-Таджриду-ссарих»).
Как известно Абу Бакра прозвали Сиддиком (Правдивейшим). А причиной того, что Абу Бакра прозвали «Сиддиком» послужило следующее. Когда Пророк (мир ему и благословение) рассказал курайшитам о том, что он ночью перенёсся из Мекки в Иерусалим, они не поверили ему и отправились к Абу Бакру, чтобы рассказать ему об этом, думая, что Абу Бакр тоже не поверит. Но Абу Бакр ответил, что он верит в сказанное Пророком (мир ему и благословение), и добавил, что если бы Пророк (мир ему и благословение) сказал нечто более невероятное, то и тогда бы он уверовал в него.
Абу Бакр был одним из первых уверовавших в Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) говорил, что Абу Бакр нисколько не колебался в вере. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 212).