МИССИЯ ШЕЙХОВ И АВЛИЯ

В хадисе (сообщение) Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Если вы пожелаете, я готов поклясться вам тем, в чьей Длани душа Мухаммеда, истинно наилюбимейшие рабы Всевышнего Аллаха те, которые прививают рабам любовь к Аллаху, стремятся вызвать любовь Аллаха к Его рабам и идут по земле с добрым наставлением».

Это упомянутое Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и есть высшая ступень суфийского пути, замещение пророческой миссии в призыве к Аллаху. Что касается стремления шейха вызвать любовь Всевышнего Аллаха к Его рабам - это то, что шейх идет с мюридом (ученик суфия) по пути следования примеру Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). А того, чье следование, подражание будет правильным, возлюбит Аллах. Об этом Всевышний говорит в Коране:

«Скажи им (о Мухаммед!): «Если вы искренне любите Аллаха и желаете, чтобы Он вас любил, то следуйте за мной. За это Аллах возлюбит вас».   (Алу Іимран; 31)

 А вызывание шейхом любви рабов Аллаха к Аллаху – это то, что он с мюридом проходит путь очищения. Когда очищается душа, открывается зеркало сердца, которое отражает свет Божественного Величия. В нем появляется красота исповедания веры в единого Творца. Появление света вечного великолепия и созерцание извечного совершенства привлекает взор разума. После всего этого любовь раба Аллаха к своему Господу становится неизбежной. Это и есть следствие очищения. Всевышний Аллах говорит: «Поистине преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов повиновением Аллаху и совершением благочестивых дел»  (Аш-Шамс; 9)

 Успех и благоденствие души, блаженство и спасение связаны с познанием Всевышнего Аллаха. Также в открытом зеркале сердца видится мирская жизнь в своей подлинной скверной сущности, видится ценность вечной жизни со всем своим глубоким умыслом. Перед разумом предстает реальная действительность двух миров, истинная суть двух обителей, и раб Аллаха выбирает вечное, отказывается от бренного. Становится очевидным преимущество шейхов и польза очищения. Шейх – слуга Всевышнего Аллаха, через него Всевышний направляет мюридов, ведет по правильному пути учеников.

 Абдулла бин Бишр, сподвижник Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: Если собралось двадцать человек или больше, и среди них нет ни одного, кто бы испытывал почтительный страх перед Аллахом – это опасно.

 Институт наставничества необходим во всяком развитии, и особенно в делах духовного роста, в сближении с Творцом.Обязательность следования праведным предшественникам подтверждена Кораном и Сунной.

«Веди нас прямым путем истины, блага и счастья, путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя, и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказав им Свое благоволение».    (Аль-Фатихьа; 6,7)

«Это – те, которых Аллах вел по правильному пути – следуй их правильному пути…». (Аль-Аньнам; 90)

«Следуйте моей Сунне и Сунне праведных халифов после меня…»   Абу-Дауд, ат-Тирмизи, Ибн-Маджах)

 Шейхи, нашедшие путь истины, являются предводителями, достойными для подражания. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говоря от имени Господа своего, сказал: «Когда занятость Мной одержит верх над моим рабом, Я сделаю так, что он будет усердствовать и получать удовольствие при упоминании Меня, и он возлюбит Меня, и Я возлюблю его и сниму преграду в том, что между Мною и им; он не будет беспечным, когда забудутся люди, речь авлия сравни речи пророков, воистину они самоотверженные люди: ради них Я отвращаю свою кару от людей».

Тайна достижения мюридом степени шейха в том, что он призван управлять своей материальной сущностью. Он испытывается ею, и не перестает воздействовать на нее до тех пор, пока она не успокоится. Под воздействием душевной теплоты успокоившаяся плоть лишается своего прежнего состояния холода и черствости, приобретает мягкость. Это то, что упомянул Всевышний в своей  речи:  «…Затем, при упоминании Аллаха, их дрожь проходит, и смягчаются сердца…». (Аз-Зумар; 23) т.е. соглашается на поклонение Всевышнему, становится покладистой, покорной. Сердце занимает середину между душой и плотью человека, имеет две стороны. Одна сторона обращена к душе, - призывает ее на помощь, а вторая к плоти, помогает ей обрести покой.  Вместе с умиротворением телесной сущности прекращается усердие раба над ней, она повинуется Аллаху. Мюрид достигает макъама (степень у суфиев) духовного подданства и душевного единения с шейхом. Всевышний говорит.  «…Если бы ты (О Мухаммад) истратил все то, что есть на земле из имущества, чтобы соединить их сердца, ты бы не смог этого сделать. Поистине сердца людей в руках Аллаха, и Аллах скрепил их воедино своим руководством к вере, любви и братству…».         (Аль-Анфаль;63)

 Шейх руководит мюридом как самим собой, по существу воспринимая нравы Всевышнего.   Об этом Аллах сказал: «Разве не испытывают праведники сильного желания к встрече со Мной, воистину, Мое желание встретиться с ними сильнее».

И от той красоты согласия, что устроил Аллах между сопровождающим и сопровождаемым, мюрид становится частью шейха, подобно ребенку при физическом рождении. Но здесь речь идет о втором рождении – о духовном. Как сказано в предании от Исы (Иисус, мир ему) «Не войдет в царствие небесное тот, кто не родился дважды».

 Т.е. в первом рождении человек вступает в земное царство, а во втором – приобретает связь с небесным, Божественным. Всевышний говорит: «…Мы показали Ибрахиму (Авраам, мир ему) великое царство, свою власть над небесами и землей и над всем, что на них, чтобы укрепить его веру».  (Аль-АнІам; 75)

 С духовным рождением приходит глубокое убеждение. Вера становится совершенной. Человек становится преемником пророков. А тот, кто не удостоился пророческой преемственности, тот не постиг истину бытия – не познал второго рождения, даже если он достиг совершенства в смышлённости и проницательности. Потому что смышленость и проницательность – это заключение ума, а ум, если он лишен света закона Божьего, не проникнет в Его царство, будет блуждать во вселенной, ограничится научными доводами и не познает владычества Всевышнего.    Руководствующиеся только умозаключением, лишены света, направляющего на путь истины, которым Всевышний одарил пророков и их последователей. Перед ними опущен занавес, они не ощущают реальной действительности. Естественное рождение происходит от частиц, что вложены в плоть отца, они переходят в плоть детей, число детей равно числу частиц. Это те частицы, к которым Всевышний Аллах обратился с повелением засвидетельствовать о самих себе:

«… Не Я ли – ваш Господь?» Они сказали: «Да, Ты – наш Господь, мы свидетельствуем об этом …».    (Аль-АІраф; 172)

 Это произошло когда из пор плоти Адама, брошенного в долине «На1ман» что между Меккой и Таифом, по воле Господа, потекли частицы подобно поту, по числу своему равняющиеся числу всех его потомков, которые после великого соглашения с Аллахом, снова были возвращены в плоть.

 Иной человек несет в себе частицы, а в другом их, как и потомства, вовсе нет. Также и шейхи: у некоторых большое потомство, у других меньше, а у некоторых последователей, мюридов нет. Это то потомство, которое Аллах упомянул, отвечая неверным. Они (неверные) сказали: Мухаммад -  бездетный, лишен всякого блага. Всевышний сказал: «Я даровал тебе (О Мухаммад) Аль-Кавсар (благородное потомство) … Поистине тот, кто ненавидит тебя, лишен всякого блага (лишен милости Всевышнего, о нем будут вспоминать только с проклятиями)». (Аль-Каусар; 1-3)

 Наследие Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) дойдет до Судного Дня, вся умма (община) Мухаммада является его духовным потомством, религиозные науки будут передаваться  учеными от предшественника к преемнику. Духовная связь выше и ценнее кровного родства, она не будет прервана и в день, и после дня Страшного Суда.

 Всевышний говорит:

 «К тем, которые уверовали и заслужили высокие ступени в раю, и за которыми последовало их потомство, уверовав, но, не достигнув ступеней их отцов, Мы присоединим их потомство, чтобы они возрадовались им…».     (Ат-ТІур; 21)

Шейх, исполненный любви и верности Аллаху, достигший чувственной ступени познания, осчастливленный дуновением Божественной близости, обретает покровительство Аллаха, становится его возлюбленным. Он лечит своим взглядом, исцеляет своей речью. Он говорит во имя Аллаха, и молчит ради Него. Его слух во власти Всевышнего, его сердцем зрит Аллах. Все его действия и бездействия происходят только по воле Всевышнего. Он достигает единения с истиной, истина поглощает его.

 

                    

 Имам аль-Газали (Ихъяу улумиддин).

 Перевел с арабского С. Б. Муртазаев, помощник проректора по УМР РИУ им. Кунта-Хаджи